Православный календарь



Евангельские чтения
Православие.Ru

Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим

Патриаршее подворье храма Живоначальной Троицы поздравляет всех с Праздниками!
За неделю до Пасхи Христовой Церковь празднует два лучезарных, дня, лучше сказать – некий двуединый, двухдневный праздник. Это Лазарева суббота – день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом его умершего друга Лазаря, и – Вербное воскресенье, когда мы празд-нуем торжественный вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить в печаль и тьму этих страстных дней, прежде чем еще раз стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Цер-ковь подлинный смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти.
Христос был далек от Иерусалима, когда умер Лазарь, и только спустя четыре дня пришел Он в Вифанию и встретился с сестрами Лазаря Марфой и Марией и с плачущими и скорбящими его друзьями. И вот в Евангелии от Иоанна подробно рассказывается об этой встрече. Сначала разговор с Марфой и Марией. Обе говорят Христу: Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. И Христос отвечает: Воскреснет брат твой! И все же, несмотря на этот ответ, когда увидел Он сестер плачущих и пришедших с ними плачущих иудеев, Он Сам,– пишет евангелист Иоанн,– восскорбел духом и возмутился. И вот под-ходит Он к могиле и Сам плачет, и окружающие говорят: смотри, как Он любил его. Христос приказывает снять камень, лежавший на гроб-нице. И когда сняли камень, Он, по словам евангелиста, воззвал гром-ким голосом: Лазарь! Иди вон… И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами.
В чем смысл этого события, которое так светло, так радостно, так по-бедно празднует Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль, слезы Христа и эту силу воскресить мертвого? Всем своим празднова-нием Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой смерти своего друга Он созерцает торжество смерти в мире, смерти, которой Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередова-ние дней, неумолимо стремящихся к пропасти.
И вот этот приказ: Лазарь, иди вон! Это чудо любви, торжествующей над смертью, это вызов смерти, это – объявление ей войны Христом, это утверждение, что разрушена, умерщвлена должна быть сама смерть. И для того, чтобы разрушить смерть и ее тьму, сам Христос – и это значит Сам Бог, сама любовь, сама жизнь – сойдет во гроб встре-титься со смертью лицом к лицу, и разрушит ее, и дарует нам вечную жизнь, для которой создал нас Бог.
И на следующий день вступает Христос в Иерусалим. Но вступает не так, как Он вступал часто и раньше: неузнанный, неизвестный, непризнанный. Нет, теперь Он, Который никогда не искал ни власти, ни славы, Сам как бы готовит свое торжество. Он приказывает своим ученикам привести молодую ослицу. Он садится на нее и вступает в город, предшествуемый толпой, детьми с пальмовыми ветвями в руках. И эта толпа и эти дети приветствуют Его древним приветствием, с которым обращались только к царю: Осанна! Благословен приходя-щий во имя Господне! Осанна в вышних! Эта толпа, эти пальмовые ветки, это гремящее царское приветствие, эта ликующая радость – что значит все это? И почему каждый год мы вспоминаем это событие с такой же радостью, словно мы сами стоим на улице святого города и ждем, и встречаем, и ликуем, и повторяем все те же слова, все то же вечное Осанна? Это значит, что, пускай только в одном далеком от всех нас городе, – но Христос был царем, царствовал, был признан народом как царь! Да, Он учил о царстве Божьем, о будущем Своем воцарении. Но вот в тот день, за шесть дней прежде Пасхи, Он явил Свое царство на земле, открыл его людям, призвал их, а с ними и всех нас, стать гражданами этого царства Христова, подданными этого смиренного царя, царя без земной власти и без земного могущества, но всесильного любовью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.