Православный календарь



Евангельские чтения
Православие.Ru

Паломничество по святыням Воронежской области

Каждый год на майские праздники прихожане Троицкого храма Патриаршего подворья Одинцовского района во главе со священником Андреем Степановым отправляются в авто-паломничество. Такая традиция длится уже несколько лет.
В этом году мы отправились по святым местам Воронежской области.
5 мая на рассвете мы выехали на своих автомобилях для встречи в пункте назначения на трассе «М4 ДОН». Как говорится среди православных: «Доброе дело без искушений не бывает.» Вот и наше благое намерение началось с маленькой неприятности. У одной машины из нашей группы произошла пробоина колеса, да так, что покрышка восстановлению не подлежит. Из-за чрезвычайного происшествия произошла задержка, в результате которой из пункта назначения встречи мы выдвинулись в путь только в десять часов утра. Наша «колонна» в этот раз была совсем небольшая и состояла всего из трёх машин, в которых отправились четырнадцать человек считая женщин и детей.
Первым местом посещения стал г.Елец, который поразил нас своими храмами и стариной. Мы посетили Вознесенский кафедральный собор 17 века, который произвёл на нас впечатление своей величественностью. Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца. На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.
Мы попытались зайти в Царскую церковь в Ельце, но она была закрыта. Тогда мы отправились в Еле́цкий Зна́менский епархиа́льный же́нский монасты́рь, который был основан на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе. Трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, скит в 1683 году преобразован в женский монастырь. В 1764 году Знаменский монастырь упразднили указом Екатерины II, однако монахини его не покинули. В 1769 году во время большого пожара в Ельце, монастырь сгорел. На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились. http://elets-znamensky.ru/
Следующим местом нашего посещения был г.Задонск, по дороге в который мы сделали привал на обед. В Задонске мы посетили Богородицкий мужской монастырь, именуемый ныне Рождество-Богородицкий, основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1620 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храмво имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книгговорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и вцеркви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное имонастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима». Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжилитам служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом. http://zadonsk-monastyr.ru/about/
В монастыре мы приложились к мощам святителя Тихона Задонского и окунулись в святом источнике возле монастыря.
День закончился ночлегом под г.Воронеж на туристической базе «Ежи» в живописном месте в заповедной природной зоне.
Следующий день мы начали посещением усадьбы дома Романовых.
Дворец принцессы Ольденбургской в поселке Рамонь является одной из главных достопримечательностей Воронежской области. Эти земли были подарены Евгении Максимилиановне Ольденбургской ее дядей – российским императором Александром II. Имение в Рамони стало известно на весь мир благодаря уникальной шоколадной фабрике, фантастическим научным экспериментам, которые проходили в стенах замка, широкой благотворительной деятельности ее хозяев. http://oldenburgpalace.ru/
В Воронеже мы посетили Благовещенский кафедральный собор, где отслужили молебен и приложились к мощам святителя Митрофана Воронежского. Благовещенский – так назывался первый храм, построенный в Воронеже. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1836 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский, Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета. Новый собор построен в Первомайском сквере по проспекту Революции. http://sobor-vrn.ru/
Главной целью нашего паломничества был Дивногорский Свято-Успенский монастырь, который находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием — Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго. http://дивногорский-монастырь.рф/
В монастыре мы молились на всенощном бдении, переночевали, помолились на Божественной литургии. Очень гостеприимно принял нас игумен Алексей. Нас кормили в братской трапезной, провели экскурсию, надарили подарков и проводили в дальнейший путь, который вёл нас в следующий пункт нашего ночлега в деревне Лукодонье, в функциональном комплексе, расположенном на территории с удивительным природным ландшафтом. http://lukodone.ru/
Последний день нашего путешествия мы посвятили посещению двух монастырей с меловыми пещерами.
Первым местом стал Спасский женский монастырь расположен в двух километрах от правого берега реки Дон близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. О времени создания Костомаровских пещерных храмов, не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения, устные предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно трудно определить. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов.
В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. http://www.kostomarovo.ru/
Закончили мы свой маршрут в Воскресенском Белогорском Мужском Монастыре. Еще до основания самостоятельной обители, в 1875 году, настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. Это был энергичный, строгий и вместе с тем расположенный к людям человек и хороший хозяин. При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось и расцвело крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. Ходатайства о создании на месте Белогорских пещер самостоятельного монастыря получили ход. И в 1882 году указом Синода монастырь был учрежден. Уже сложились все формально необходимые условия: были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма — Вознесенский и Воскресенский — и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти. — See more at: http://www.belmon.ru/monastery/history/#sthash.C7Igo9..
Обратный путь домой был накануне дня Победы, который мы договорились провести в храме на подворье, поэтому поспешили вернуться домой, хотя путь был не близкий 800 километров. Дома мы были уже далеко за полночь, но все были переполнены впечатлениями и эмоциями, которых хватило ещё на долгое время и такая поездка помогла нам стать ближе и быть большой и дружной семьёй, основанной на вере в Бога и любви к ближнему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.